Мастер высшего пилотажа
Кто кормит всякую
живность,
у того сердце всегда
открыто миру...
В
гости к Жене Стерлиговой мы пришли с опозданием,
несколько нарушив распорядок этого дома. В руках у нее
была большая кастрюля с семечками. А за балконным окном
стучала дружная «морзянка». Голуби слетелись на свой
повседневный обед. «Вы уж тут располагайтесь, проходите.
Я сейчас... Они-то опоздания не любят», — пояснила Женя
и скрылась на балконе…
По доброй традиции
«Проталина» с первых номеров знакомит читателей с миром
фантастов — миром этого удивительного жанра. Гостили на
наших страницах Сергей Другаль и Кир Булычёв, основатели
знаменитой «Аэлиты» Виталий Бугров и Игорь Халымбаджа. И
сколько дарят нам радости эти люди, счастливо
сохранившие в себе детство!
…Мы, на несколько минут
предоставленные себе, осматриваем комнату, вернее,
стены, увешанные картинами и фотографиями. Это квартира,
она же мастерская, Евгении Ивановны Стерлиговой —
человека, очень близкого миру фантастики. Далеко за
пределами Урала известны ее работы. Более чем тридцать
лет она иллюстрирует книги. Ее рисунки давно и навсегда
полюбились самой понимающей и благодарной читательской
братии — детям. А ребенка не обманешь.
В этой скромной тесноватой
квартире, которую хозяйка называет «слезой социализма»,
свободно обитают герои сказок и персонажи фантастики.
Дорога в этот прекрасный мир далеко не легкая, как и
бывает у настоящего художника. Каждый шаг — преодоление
чьей-то косности, непонимания и, наконец, просто
зависти. И надо иметь немало мужества и сил для этого
вечного противостояния. Надо быть неукротимым
романтиком.
По
своей почти детской щедрости Женя всегда раздаривала
свои рисунки. Их у нее очень много, она привыкла
рисовать прежде всего для себя полюбившихся ей
литературных героев. Каждая работа сопровождается
множеством набросков, эскизов, черновиков. И все они
интересны! В то же время листы ее «книжного» творчества
нередко исчезали и растворялись по необъятным весям с
честным обещанием украсить ими какие-либо очередные
издания и непременно возвратить оригиналы. Договоры
бывали устными. Женя радовалась, что картинки заживут на
страницах новых книг, с доверием ожидала результатов. Но
работы канули в Лету. Например, полностью
проиллюстрированная большеформатная книга Карло Каллоди
«Приключения Пиноккио» потерялась в пути к одному из
издательств. К слову сказать, эта сказка удивила
художницу множеством жестоких моментов. «Я этого не
люблю», — призналась Женя и добавила, что «Пиноккио» из
тех сказок, которые ей не хочется перечитывать. Жаль
хороших рисунков, работа была большая.
Лежат в папках Гофман,
Мериме и еще немало задумок. Отличные рисунки, которые
прозябают под грифом «Не востребовано». Так же
постоянную прописку в одной из папок обрели девять
разворотов к книге С. Ярославцева (Аркадия Стругацкого)
«Экспедиция в преисподнюю», тоже когда-то заказанные
издательством — уже после смерти писателя. И лежат эти
рисунки больше десятка лет.
А представили друг другу
Стерлигову и Стругацкого в 1986 году на фестивале
фантастики «Аэлита» в Свердловске. До этого они
познакомились заочно.
Женя
вспоминает: «В 1962 году, окончив биофак Уральского
госуниверситета, я работала в школе в Верхнем Тагиле.
Можно сказать, что этот город — бывшая староверческая
деревня. Места здесь необычайной красоты. Но самое
главное, что поразило — великолепнейшая библиотека, по
тем временам просто невероятная. Рядом была ГРЭС, где в
основном работала читающая молодежь. Однажды я увидела
на полке книжку под названием «Возвращение» («Полдень.
XXI век») — первую книгу Стругацких. Я всегда тянулась к
фантастике, и меня буквально заворожил этот мир. Много
позже по собственному наитию я стала рисовать героев к
«Трудно быть Богом». А тут представился случай.
Ребята-студенты из нашего политехнического поехали в
Москву, где тогда жил Стругацкий. И я осмелилась
передать ему мои рисунки, чтобы их показали Аркадию.
Ребята уехали и вернулись, черти, так же — с моими
рисунками. Они понравились Стругацкому, но ребята
забрали их обратно потому, что «не было распоряжения
оставить». Я бы, конечно, с большой радостью подарила их
Аркадию Натановичу».
До
сих пор у Жени хранится открытка с автографом Аркадия
Стругацкого: «Я восхищен. Это именно то, о чем может
мечтать автор социальной фантастики. Желаю Вам
продолжения в этом стиле и этой превосходной манере».
Первоначальные рисунки к
«Экспедиции в преисподнюю» были сделаны для «Уральского
следопыта». Стругацкий принял их сразу. И счастливо
завязывался творческий союз. Вдохновленная этой удачей,
как бы предполагая книжное издание «Преисподней»,
Стерлигова создала серию новых иллюстраций. Она не умеет
повторяться в своих работах.
Сегодня нам представилась
возможность показать так долго дремлющие в папках
рисунки к книгам Аркадия Стругацкого и Владислава
Крапивина. Они создавались уже независимо от заказов, но
настойчиво требовали своего воплощения. Творческая
биография Стерлиговой когда-то началась с книги про
«летчика» Антошку Тополькова — ее читали, перечитывали и
запоминали по рисункам. Теперь мы знакомим читателей
«Проталины» с Антошкой, которого никто не видел, — с
иллюстрациями из папки.
|