Жизнь
этого завода давно отражена в уральской летописи, которую создавали талантливые
люди — рядовые участники повседневной героики. Крупнейшая стройка кипела день и
ночь. Это возводился «завод заводов» — знаменитый «Уралмаш». Уже в самом почине
летела о нем широкая слава как об одном из главных индустриальных центров
России. Высоко ценились и люди — уральские умельцы, и уральские машины. Недаром
осталась в памяти летучая строка Александра Твардовского «Урал — опорный край
державы».
Однако память об этой стройке хранит и немало трагичного.
Нарастающий бег трудового азарта захватывал людские судьбы в свой водоворот.
Трудились здесь подневольные, раскулаченные, к которым относились как к врагам
народа. После нескольких победных пятилеток нагрянула перестройка. «Уралмаш»
неожиданно быстро обрел иную славу, став пристанищем криминала. И, как всегда в
период разрухи, появлялись те, кого совершенно не интересовала судьба
созидателей. Пришло время дележа поверженного гиганта. Людей настигали
сокращения — страшная примета времени. Кто еще оставался на заводе, продолжали
трудиться, не ощущая под собой почвы.
Но душа не мирилась с суровой реальностью. Люди пытались
искать какой-то выход, чем-то сдобрить хмарь безвременья. Был же среди них
художник-оформитель Геннадий Власов! Он-то и придумал, как внести свежие и
чистые краски прямо… в цех, к рабочим местам. Было это в 1989 году.
По собственной инициативе он расписал обшарпанные
металлические шкафы пейзажами. Они стояли на всем пространстве цеха у каждого
огромного агрегата или просто у станков и использовались для хранения
инструментов и мелких деталей. Под рукой мастера серые плоскости становились как
бы выходом к простору и свету, радовали глаз. Идея была одобрена, и посыпались
индивидуальные заказы. Кому — подсолнухи, кому — девушку, а кому и вовсе картину
далекого детства. Всего вышло около ста изображений. Это были собственные
работы, а также копии картин известных мастеров прошлого. Художник свято верил,
что красота вызовет у людей бережное отношение к «инвентарю». Кстати, он делал
это в свободное от работы время. Однако такая «вольность», видимо, не очень
устраивала руководство. Сокращение не обошло художника. В 1991-м он был выдворен
с завода. Сейчас пенсионер.
Спустя двадцать лет, в 2009 году, уже другой мастер,
екатеринбургский фотохудожник Денис Тарасов, заинтересовавшись историей «Уралмаша»,
попал в этот цех. Он был поражен, увидев среди огромных металлических
конструкций и оцепенелых станков это чудо — сохранившиеся краски на рабочих
шкафчиках. Вопреки общей судьбе они выжили, и они остановили внимание фотографа
и его объектив. Серия получилась солидная. Часть снимков автор представляет
читателям «Проталины».
Денис по образованию юрист. Фотографией увлекся в 2005
году. А в 2007 году у него уже состоялась индивидуальная выставка в
екатеринбургском фотографическом музее «Дом Метенкова». В том же году он стал
лауреатом конкурса «Молодые фотографы России», проводившегося на «Волжском
фотобиеннале» в Нижнем Новгороде. Денис — призер международного конкурса «Эпохи
зримые черты», организованного фондом имени Карла Буллы в Санкт-Петербурге. В
2008 году в Нижнем Новгороде он получил еще один приз за свое искусство.