Каждое новое издание заряжено убеждением, что именно оно
светоч, путеводная звезда в сильно замутненном море жизни. Это желание сказать
новое слово и выпустить его в свет неистребимо. Теперь у каждой библиотеки,
творческого и нетворческого союза, имеющего свои бюджетные возможности, есть
свое издание. Когда что-то возникает на базе творческого импульса, тут огромные
силы требуются уже не на творчество, а на «пробивание», на то, чтобы найти хоть
какой-то вид поддержки для первых шагов.
Журналы, как шутят сами же журналисты, рождаются по десятку
в месяц, но и столько же, увы, помирает. Редко, кто из них переживает один-два
номера, столкнувшись с тисками рынка. Выживает то издание, которое, именуя себя
журналом, представляет модный «глянец», наполненный рекламой, где прибавкой к
«шапке» может звучать и такое: «Fashion сulture magazine».
Очень сильно изменилось само понятие «журнал». Изменился и
читатель. Он сегодня нелюбопытен к печатному слову. Потеряны доверие и надежда
увидеть в публикациях что-то серьезное, задевающее душу. Почтовые ящики забиты
бесплатным чтивом, которое в конечном итоге замусоривает подъезды к большому
недовольству уборщиков.
Таково общее впечатление от рынка печатной периодики.
Хотелось бы еще раз напомнить о том, как живется в этой
новой культурной сфере такому динозавру, как литературно-художественный журнал.
Читатель, даже сохранивший интерес к серьезной периодике, не знает, где ее
найти. А журнал с трудом пробивается к читателю, ибо на его пути препятствий
более чем достаточно — впечатление, что все эти издания загнаны в резервацию,
где закон один: выживайте, как хотите. Тут-то как раз и не хватает поддержки
государства, которое на словах очень печется о настоящей хорошей литературе,
воспитывающей любовь к родному слову, к истории Отечества.
Все эти размышления, далеко не радужные, всколыхнул журнал
«Культура Урала», учрежденный Министерством культуры Свердловской области в
ноябре 2012 года. Желание понятно — показать, как богата уральская земля
талантами, продемонстрировать наши достижения. Это общепринятая и давно знакомая
традиция чиновничества — прежде всего вынести знамя. А на открытие журнала —
поместить автограф, портрет и напутствие представителя власти с очень
обнадеживающими интонациями.
Достижений на Урале действительно много. Талантами наш край
беден никогда не был и не оскудеет. Можно только одним перечислением имен,
прославивших уральскую землю, и наград за достижения в культуре заполнить не
одну страницу. В журнале, как сказано в первых номерах, используется собранный
департаментом информационной политики губернатора Свердловской области
иллюстративный материал. По всему видно, что работе редакции активно помогает
аппарат власти.
Нас приучили к отказам в помощи с дежурной ссылкой на то,
что «пока нет денег». И вдруг мы видим, что бывает и по-другому. Оказывается,
очень быстро можно найти место для редакции. Обеспечить полиграфию высокого
качества, немаленький тираж и регулярность выпусков. И издание уже есть в
библиотеках. И прошла презентация. И получается, что все может быть осуществимо
без особых напрягов и канители. Не надо мудрить над названием. Не требуют особой
творческой выдумки и рубрики: «Накануне премьеры», «Мастер», «Событие»,
«Выставка», «Фестиваль».
Суть столь любимого многими слова «концепция» выражена в
первом же номере. В слове от редакции читаем: «Уж если считать себя, и по праву,
третьей культурной столицей страны, то даже неловко не иметь специального
издания». Сказано так, как будто до этого ничего не было в печати достойного
«третьей столицы». «Специальный» журнал только и может это обеспечить.
Словосочетание «художник и власть» всегда предполагало
противостояние. И вдруг в «Культуре Урала» — рубрика «Художник и власть» как
некий органичный союз, готовность власти поддержать творчество. Такая поддержка
и желанна, и нужна, и хорошо, если так случится, потому что это есть не милость
власти, а ее обязанность. Но в журнале на первое место выходит добрая и
заботливая власть, которая готова «протянуть руку помощи» человеку, которой уже
много лет стоит с протянутой рукой. Так звучит заголовок одного из материалов:
«Протянуть руку помощи. Материальной» (дословно). А ведь бедственное положение
носителей культуры, которые едва сводят концы с концами, по существу, обычное и
повседневное их состояние на протяжении многих лет. Может ли эта тема быть в
фокусе внимания журнала «Культура Урала»? Есть какие-то крохи правды именно о
таких судьбах и острых проблемах. Но они выпадают из общего фона. Автор одной из
публикаций замечает, что герой его «звездной истории», свердловчанин, признанный
мастер-камнерез, гранивший первые кремлевские звезды, заменившие царских орлов,
Павел Грачёв, последние свои годы доживал в тесной квартирке-«хрущёвке». Это
характерный и спокойно воспринимаемый признак сегодняшней жизни тех, кем мы
гордимся и о ком никто не заботится.
И вот сейчас вроде бы спохватились. Как сообщает
декабрьский номер журнала, местным правительством «впервые в Свердловской
области разработана и принята Концепция долгосрочного развития культуры».
Программа эта охватывает период до 2020 года. Над разработкой концепции «в
течение полутора лет трудился коллектив ученых» (!). В основу этого труда
заложены направления на «повышение доступности культурных благ для всех жителей
области, улучшение качества жизни работников культуры, а также соответствие
предлагаемого культурного продукта требованиям времени». То есть все то, чего
пока не наблюдается.
А вот реальная картина хождения к власти по сию пору: двери
закрыты, коридорная маята, переброска из одного кабинета в другой. Именно так
начиналось знакомство редакции «Проталины» с тем же департаментом информационной
политики губернатора Свердловской области в 2007 году, объявленном
правительством Российской Федерации Годом русского языка. В департаменте узнали
о наших планах по изданию журнала «Проталина» в Екатеринбурге. Идея очень
понравилась, в названии увиделось даже «что-то революционное». Памятью о той
поре в архиве редакции остались письма чиновников с отзывами, самыми
комплиментарными, адресованными журналу, «по-своему уникальному». Опустим
несколько лет нашей бесплодной переписки, за время которой сменились три
губернатора, три министра культуры, не один начальник департамента освободил
стул. Журнал, начавший свой трудный путь, все время хвалили, но дальше
восторженных реплик дело не шло. Это уже звучало как насмешка. В качестве
аргументов для отказа в поддержке Министерство культуры Свердловской области
всякий раз ссылалось на то, что «финансовое участие» в издательских проектах
журнала не представляется возможным, потому что деньги, мол, в текущем году
закончились, а в следующем — что мы пропустили сроки. Наконец нам выразили
желание «познакомиться с работами, планируемыми к публикации в журнале», чтобы
включить в целевую программу по развитию культуры и искусства. Вот такая она —
форма «творческого» участия власти в работе над журналом. То есть было выражено
какое-то недоверие, и сработала традиция цензурных проверок. Журнал вовсю уже
выходил, был хорошо встречен читателями. С каждым нашим письменным обращением мы
высылали в высшие инстанции очередной номер. Так что позиция и программа нашего
журнала была перед глазами, стоило только почитать.
В 2009 году на Всероссийском конкурсе «Патриот России»,
который проводится Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям
каждый раз в разных городах России, «Проталина» удостоилась главной награды за
лучшее освещение темы патриотического воспитания. Среди представленных в том
году со всей России печатных журналов она была названа победителем. Церемония
награждения проходила в Волгограде. От Свердловской области тогда больше никто
не был отмечен, хотя департамент информационной политики активно работал на
региональном отборочном туре, собирал материалы. В результате все же на
всероссийском конкурсе победил никому не нужный в руководстве Свердловской
области журнал. Тем не менее, за почестями была организована поездка
руководителя департамента. А мы по приглашению жюри конкурса были вынуждены
добираться до места своим ходом за свой счет. В Волгограде этот представитель
департамента охотно принимал поздравления за хорошо поставленное на Урале дело
патриотического воспитания, доказательством которого стала «Проталина». По
возвращению на спешно собранной пресс-конференции был озвучен победный
результат. Как это именно происходило, осталось для нас неведомым, так как нас
не проинформировали, по существу, мы остались за закрытыми дверями.
Интересен и такой факт. Одновременно с наградой редакция
получила очередной ответ уже из Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области. Министр сообщал, что «журнал «Проталина» не
проводит рецензирования входящего авторского и не контролирует содержание
входящего рекламного материала, что может привести к публикации материала, не
подходящего по морально-нравственным критериям для общеобразовательных
учреждений». Во как! И туманно добавил, что какая-либо рекомендация
министерством конкретного печатного издания образовательным учреждениям
затруднительна, так как «вступает в противоречие с Федеральным законом «О защите
конкуренции» и создает ситуацию дискриминационных условий конкуренции для
изданий подобного рода».
Это послание доказывает, насколько объективно «фильтруются»
предназначенные для публикации материалы. И это тоже часть нашей общей культуры.