Сергей Другаль: Я вступил в тот
Союз, где не было антисемитов. Меня пригласили, я написал заявление, меня сразу
приняли. Мучений никаких не возникало. В наших рядах находился писатель Дробиз.
Кто-то его обозвал, я возмутился, и мы вместе с Дробизом вышли. Сейчас я член
другого Союза писателей. Иногда приглашают на «Пушкинские дни» к памятнику
Пушкину. Там детишки читают стихи. Потом уходим в Союз, и там пьянка делается…
Елена Минакова.: Как вы пришли в
литературу?
С.Д.: У меня был друг —
Виталий Бугров. Он работал в «Уральском следопыте». И вот как-то я принес в
журнал рассказ. Не помню уже какой. И мы сразу сошлись, сразу сдружились. Журнал
тогда обитал в здании на площади 1905 года. Мы там собирались. Там же я
познакомился с Крапивиным, вернее, нас познакомил Виталий. Они были друзьями.
Е.М.: Бугрову в этом
году исполнилось бы 70 лет. А каким он был человеком?
С.Д.: Бугров был
идеальным человеком. Воплощением интеллигентности. Он не мог сказать плохого
слова. Никогда не повышал голос. Никогда не матерился, даже смешно об этом
говорить... У меня на работе был спирт. Я его приносил и говорил: «Это хищенка».
И мы всей редколлегией пили эту хищенку. Эти годы были как праздник. Праздник
общения. Беседовали, в основном, о литературе, конечно. Никого звать не надо
было — все сами приходили... Все прошло, все разрушено! Витя (В.И.Бугров —
ред.) умер. Никто его не заменит. И даже не пытался заменить, потому что
ничего бы не вышло. «Следопыт» сделал Бугров. При нем тираж журнала достиг
небывалого роста. Бугров вел фантастику. Фантастика определяла лицо журнала.
Раньше и «Аэлита» была как праздник. А сейчас его нет. Для одного из последних
фестивалей каких-то артистов наняли. Они выступили. Я не досидел, ушел…
А без Бугрова я вообще перестал писать фантастику.
Е.М.: Я думаю, настоящая
фантастика — это удел интеллектуалов. А вы, Сергей Александрович, как думаете?
С.Д.: Обычный автор
никакого сравнения с фантастом не имеет, понимаете? Я имею в виду настоящих,
таких, каких Бугров выбирал из тысяч. Только единицы из присланных рукописей ему
нравились. Это была вроде вкусовщина. Бугров выбирал то, что ему нравится лично.
Если ему что-то не нравилось, он всегда улыбался и очень мило отказывал. Он
считал, и я с ним согласен, что писатель-фантаст настоящий — это, конечно, для
обычного писателя недосягаемо. Ну, вон они (кивает на полки с книгами) стоят у
меня: наверное, их тысячи. Особой пользы от них нет — они разового пользования.
А фантастика — не разового, она перечитывается. Виталий Иванович многих, и меня
в том числе, извлек из небытия. Через себя пропускал рукописи целыми пачками...
Мне давал на рецензии. Пять рублей за рецензии платили. Были неплохие деньги
тогда.
Е.М.: Не отравляло
Виталия Ивановича чтение такой массы приходящих в журнал рукописей?
С.Д.: Нет. Как вам
сказать… Это был удивительный человек. Он очень быстро читал. У него был
потрясающий вкус. Он как-то отбирал сразу — хорошо это или плохо. Были и такие
авторы, которые лезли к нему. Всяческие комплименты делали. Но давить было без
толку! Бугров давлению не поддавался. Просто улыбался, и все. Я рад, что мы были
с ним друзьями.
Е.М.: Фантасты, они
оптимисты?
С.Д.: Все оптимисты…
Е.М.: А можно ли
отказаться от определения «фантастика», если следовать мысли, что все интересное
и есть литература?
С.Д.: Фантастика — это
литература, а все остальное — писанина. Смотрите, сколько у меня стоит книжек на
полках! Кто их читает (презрительно), кто их читает? Вы знаете, если по-хорошему
смотреть, так фантастика охватывает все. Она и бытовое, и любовное, и
приключенческое. К ней все примыкает, и все замыкается на фантастике. Элементы
фантастики нужны, иначе литературы не получится. Вы понимаете, литература в
бытовом смысле вырождается! Мало кто читает эту мало нужную книжку... Ну, кто
будет читать сейчас «Мать» Горького? «Молодую гвардию» кто будет читать? Это же
безумие какое-то — на чем мы воспитывались.
Е.М.: Школа, а еще
точнее — идеология, навязываемая детскому сознанию, иной раз прививает
отвращение к чтению.
С.Д.: Еще как! Возьмите
ту же «Молодую гвардию». Я по ней доклад делал, почти наизусть выучил. Зачем? Не
знаю. Как литература — это же нуль. Весь Фадеев — это нуль. Еще пытаюсь
вспомнить кого-то, кроме Фадеева. Панферов... Гладков, он написал «Цемент». Я его читал, но
забыл. Еще кто?..
Е.М.: Вот вы говорите:
читали и даже знали наизусть… Прозрение приходит — но когда?
С.Д.: У того, кто читает
много, прозрение наступает сразу. А для тех, кто не читает, оно вообще не
наступает.
Е.М.: Литература
формирует личность?
С.Д.: Да, пожалуй, вы
правы, именно так и есть. Именно литература формирует личность. Если ты не
читаешь ни черта, так и личность не сформируется. Ну, вот я кончил школу рабочей
молодежи. В 9 классе не учился, а сразу — в десятый после восьмого. Меня
формировала, конечно, литература, но не знаю даже какая…
Е.М.: В каком-то из
своих высказываний вы заметили, что специально в писатели не выбивались, ибо ваш
основной заработок был вне сферы литературы. Я это поняла по-своему: настоящий
талант обязательно заметят, у него своя дорога... Но тогда зачем нужны Союзы
писателей, что они дают?
С.Д.: А ничего. Это я им даю сто рублей ...