... Ну что же это я все о других да о
других? Пора и о себе. Ведь я в этой главе тоже не посторонний.
В те далекие годы, когда я учился в институте, мне постоянно хотелось есть и
спать. О моей прожорливости ходили легенды, на что были основания: я мог
запросто съесть два полных подноса столовской пищи и при этом оставался худющим,
как будто меня регулярно морили голодом. Просто я был очень энергичный,
подвижный, все съеденное сгорало во мне, как в хорошей топке. Спать я тоже
всегда хотел. А какой студент не хочет спать?
Насчет выпить? Да, уже на втором, третьем курсе выпивка была всегда радостным
событием, и случались такие события частенько, ибо поводов в нашей стране для
застолья было всегда предостаточно хоть на производстве, хоть в учебном
заведении. Сдал экзамен — пьем. Не сдал — пьем. Красный день календаря, а их
много, день рождения твой, потом соседа по общаге, потом у барабанщика ансамбля
— за все это пьем… А нет повода, так «может, на лекции не пойдем, лучше в парк
да по пиву?» Запросто!
Но лекции посещались, сессии сдавались благодаря сотням часов занятий. И еще
многим другим нужно было заниматься.
В 1975 году в Свердловске открылся «Космос» — первый ресторан с программой
варьете. Я был среди тех, кто имел к этому самое непосредственное отношение.
Работать над созданием первой программы этого самого варьете мы начали за три
месяца до открытия, когда внутри вовсю шли отделочные работы, и репетировали мы
в одно время со штукатурами, малярами, паркетчиками и прочим строительным людом.
Один из минусов работы эстрадного музыканта — это рутина. Когда изо дня в день
артист филармонии на концертах играет одну и ту же программу, это надоедает
страшно. В ресторане разнообразия больше, но все равно девяносто процентов
репертуара повторяется.
Как-то во время танцевальной программы, когда посетители, уже посмотревшие
концертную программу, хорошо закусившие и еще лучше выпившие, топтались под
музыку, азартно прижимаясь друг к другу, я обратил внимание на то, как работает
наш солист Толя Р. В то время как я, со скучной физиономией работая медиатором,
ожидал окончания рабочего времени, он просто светился трудовым азартом и пел так
вдохновенно, что мне, знающему его очень хорошо, стало ясно: что-то не так.
В перерыве я подошел к нему.
— Толя, колись, ты чего цветешь?
— Да ты понимаешь, надоело одно и то же долбить, я пошел в бар и «замахнул»
фужер шампанского.
— И старые песни стали новыми?
— Нет, конечно, но настроение зато совсем другое. Я сейчас шарахну еще фужер,
пойдешь со мной?
— Ты же знаешь, к чему это ведет.
— Да брось ты! Я три бутылки шампани могу выпить, и никто этого со стороны даже
не заметит, а тут — фужер. Я ведь не собираюсь дозу увеличивать, фужерчик перед
одним отделением, и следующий — перед другим. Такими темпами я сопьюсь через сто
лет, а мне столько не прожить. Ладно, Михалыч, не ругайся, лучше пошли, я
угощаю.
Я не был падок до халявы, к тому же у нас в ресторане впервые в Свердловске была
введена оплата труда, которая практиковалась в системе варьете, по ней мы
официально получали столько, сколько в те времена получал полковник, а с чаевыми
за исполнение заказов у нас получалось «чуть больше генерала». Поэтому я мог
позволить себе такие мелочи, как что-то там выпить. Настроение действительно
было неважнецкое, и я согласился. Не отказался от похода в бар я и на следующий
вечер.
Мы действительно не увеличивали дозу, каждый раз выпивая по фужеру перед каждым
из двух танцевальных отделений. Ведь человек, работающий с настроением, — это
здорово?
Через неделю после внедрения в нашу с Толей творческую жизнь шампанского ко мне
подошел один из коллег и сказал:
— Я тебя слишком хорошо знаю, чтобы читать нотации, ты сам кому угодно
начитаешь. Ты мне скажи вот что: ты хотел на машину откладывать, тебе не жалко
тех денег, которые ты ежедневно оставляешь в баре?
— Два по сто пятьдесят шампанского, что там оставлять?
— А ты посчитай ради интереса.
Это была историческая для меня фраза. Каждое утро я стал в ежедневнике
записывать все, что накануне выпил и сколько за это заплатил. Система записи
была такая: я делил все выпитое по видам — водка, крепленое вино, пиво,
шампанское, коньяк, сухое вино.
Ежедневная запись выглядела примерно так:
1,0 «Жигулевского» — 70 коп.
100 г водки — 1 руб.
300 г шампанского — 4 руб.
На следующий день:
0,5 «Жигулевского» — 40 коп.
0,7 сухого — 1 р. 70 коп.
200 г коньяка — 2 руб.
В деле учета выпитого я достиг уникальных высот точности: сколько бы я ни выпил
и в каком бы состоянии ни закончил день, наутро я всегда точно записывал, чего и
сколько я выпил и сколько заплатил. В конце месяца я сводил все данные в
таблицу, а в конце года я подводил итог. Так продолжалось ПЯТЬ ЛЕТ!
Сейчас этот ежедневник лежит передо мной. Я посчитал все, что выпил за пять лет
— с 1981-го по 1985-й годы. В этот период я, мужчина весом в 60 кг и ростом в 1
м 62 см, пропустил через свои почки и печень:
сухого вина — 283 литра;
крепленого вина — 450 литров;
коньяка — 6 литров;
пива — 675 литров;
водки — 184 литра;
шампанского — 29 литров.
Итого: 7 736 литров алкогольных напитков. Если все это разлить по полулитровым
бутылкам, то получится 15 500 бутылок, если разложить их в стандартные ящики по
20 бутылок в каждом, то получится 775 ящиков. Чтобы перевезти это количество,
потребовалось бы три автомобиля «КамАЗ». На все это было потрачено 6 000 рублей.
Тогда столько стоил автомобиль «Волга».
Представьте себе картинку: стоит мелковатый такой мужичок, а сзади три «Камаза»,
и все, что в них, он выпил!!!
1985-й год. Перестройка. Страна стала бороться… Она сама не знала, с чем. Партия
приказала — страна сказала: «Выполним!» Стали рубить виноградники.
Раньше музыканты имели на вооружении крылатую фразу из старого кинофильма: «Я
артист, мое место в буфете». Вид музыканта, прогуливающегося в питейных недрах с
фужером или рюмкой в руках, не вызывал ни у кого никакой реакции.
К тому времени по части употребления алкоголя я достиг… ой, не знаю, чего я
достиг. Пил каждый день утром, днем и вечером, до работы, во время работы и уж,
конечно, после. Все силы были направлены на то, чтобы на работе
«соответствовать». Как Мара, я играл в любом состоянии, если я мог стоять и
сидеть, то я мог играть и петь. Пальцы жили отдельной от меня жизнью, они
спасали своего хозяина, добросовестно «выгребая» все, что они должны были играть
под моим руководством и, понимая, что хозяину плохо, самостоятельно спасали
положение.
У любого человека с обычной профессией, если он любит выпить и делает это часто
или постоянно, жизнь идет по схеме: поработал, выпил, пошел домой (или пошел
домой, выпил), лег спать, встал проспавшийся и пошел на работу. Все нормально.
Но не так у музыканта, который работает вечером.
Тут схема очень неудобная: утром встал, днем выпил, попытался проспаться и
независимо от того, получилось это или нет, пошел на работу. Если «не
получилось», то нужно держать себя в руках, чтобы отвечать профессиональным
требованиям, или придумывать оправдание, если опоздал.
Изворачиваться я тоже хорошо научился.
Я сидел с друзьями в пивном ларьке, именно в нем, внутри, потому что «пивник»
был наш общий приятель. Наступило время застоя, сплошного дефицита, а уж пива и
подавно. Мы ощущали себя элитой: народ снаружи давится в очереди, а мы внутри,
сидя на бочках с банками в руках, услаждаем слух друг друга интеллектуальной
беседой. И так хорошо на душе, такая благодать от свежего любимого напитка в
изобилии и от всего, что происходит. Всем, кроме меня, потому что я знаю: мне
через час надо уходить и переться на работу, а так не хочется! Я легко мог
придумать какое-нибудь бытовое приключение, в которое я попал, и принести
справку, подтверждающую мой рассказ, но у администрации ресторана это «прошло»
бы, а вот у коллег — нет. Все знали, что я личность в городе популярная, и
друзей, работающих в различных «ментовках» города, у меня пруд пруди.
Требовалось что-то из ряда вон выходящее.
— Эврика! — сказал я.
— Что, «Эврика» разберет тебя на части, если ты сегодня не придешь на работу? —
спросил кто-то из ребят. Это было название ансамбля, в котором я работал.
— Нет, «эврика» в том смысле, что я нашел, как «отмазаться» так, чтобы поверили.
Я оглядел своих друзей.
— Дайте мне кто-нибудь в морду, — попросил я.
Они переглянулись.
— Ты чего, Михалыч, перепил?
— Да ни хрена я не перепил, просто если я приволоку очередную справку, то меня
«чаевых» на неделю лишат, а вот если я завтра приду с «фонарем», то будет все
ясно.
— Пожалуй, — заметил кто-то. — Ты нам предлагаешь бить тебя, что ли?
— Зачем бить? Один хороший удар по недвижимой мишени с полуметра, идеальные
условия. Только нужно точно под глаз, чтобы синяк был. Ну, кто готов?
Ребята замялись. Приятели у меня были все как на подбор — здоровенные, а я в то
время весил килограммов пятьдесят семь, худенький такой мужичок. Желающих не
находилось.
— Вы что, выручить меня не хотите, я ведь не прошу руку мне отрубить, всего лишь
«треснуть по репе», только точно. Слава, ну давай ты, прошу!
Он помялся.
— Ладно, только здесь я не буду, выйдем.
Мы покинули ларек и отошли за гаражи. Я зажмурил глаза.
— Давай!
Подождал секунд десять, долгих, кстати, секунд — никакого удара. Открыл глаза.
— Ты чего?
— Пойдем, не могу я, рука не поднимается.
Расстроенные, мы вернулись.
— Ну как? — встретила нас вопросом компания.
— Не получается, может, кто другой, — сказал неудавшийся соискатель на звание
«ставим фонари по заказу».
— Давайте еще по кружечке, может, там что и «выплывет».
Мы посидели еще, причем я постоянно канючил: «Эх вы, друзья называется, сами
будете сидеть тут и балдеть, а мне тащиться и лабать целый вечер…»
Бац!
Я слетел с бочки, на которой сидел, и, через несколько секунд поняв, что я
получил именно то, чего так хотел, радостно запричитал:
— Славка, дружище, век не забуду! Выручил в беде! Гоша, наливай еще кружку!
На следующий день я заявился в ресторан в черных очках и, предъявив качественный
«фонарь» под левым глазом, рассказал историю о том, как я попал в драку на
улице, милиция прихватила всех ее участников вместе со мной, и я просидел всю
ночь в «обезьяннике», откуда вышел только наутро. Это было самое убедительное
оправдание из всех, которые я предъявлял при случаях опозданий или прогулов.
Ведомый «автопилотом», я плыл домой. Причем пилот этот мой был поставлен в очень
сложные условия. Неимоверное количество выпитого алкоголя напрочь притупило мою
связь с окружающим миром — это свело видимость трассы к нулю. Движение
осуществлялось вслепую. Окружающее пространство воспринималось исключительно на
слух. Когда сработала пружина, и раздался звук захлопнувшейся двери, стало ясно
— посадка осуществлена! Остались сущие пустяки: раздеться и рухнуть в постель.
Снимать с себя на ощупь одежду на пути к ложу — дело привычное. Осталось дойти и
рухнуть.
Что снимает с себя человек в первую очередь, когда приходит домой? Шапку.
Правильно! Снял, стряхнул с нее снег и бросил. Дальше шаг — снят и брошен шарф.
Удивляло только одно — как неровен пол и сколько на нем препятствий. Облегчение
дал сброшенный на ходу полушубок. Потом пиджак. Аккуратно поставил сапоги. С
носками и майкой разделался в секунды. Ощутив препятствие, нашарил дверь и
требовательно заколотил.
Дверь исчезла. Передо мной возникла жена. И ойкнув, быстро выглянула в подъезд —
там никого не наблюдалось. Втащив меня в квартиру, осмотрела — крови нигде не
было.
— Ты чего? — спросил я, заметив ее дикий взгляд. — Ну выпил с ребятами…
немножко, ничего страшного. Слушай, я спать хочу.
— Подожди, у тебя все в порядке?
— Ах ты, моя хорошая, за все переживаешь, — полез я целоваться. Она отпихнула
меня по направлению к спальне, и я поплыл к постели.
Да, было чему удивиться: пройдя пятнадцать кварталов по заметенным ночной пургой
улицам, я вошел в квартиру в трусах и при часах.
Жена опять открыла дверь и вышла на площадку. Между лестничными проемами что-то
белело и пестрело. Спускаясь с этажа на этаж, она благополучно собрала все мои
пожитки, раскиданные по подъезду.
Я понимал очень ясно, что состояние, в котором нахожусь, — это агония, я знал,
что мой образ жизни уже классически определен в трудах наркологов. Я ходил по
лезвию бритвы: все чаще и чаще коллеги качали головами, глядя, как я пытаюсь
«соответствовать». Дома — того хуже: от жены ничего не скроешь.
Я отправился в длительную экскурсию по наркологическим инстанциям. Примерно
через год я понял, что многомудрое на выдумки человечество панацеи от «этого
дела» так и не изобрело. Любой самый «занюханный» алкаш может свести на нет
усилия коллектива профессоров в области наркологии: они год будут его лечить,
учить, гипнотизировать, используя самые последние достижения науки. Но когда они
выведут его на кафедру какой-нибудь авторитетной медицинской академии, чтобы
продемонстрировать ученому миру свои достижения, он, достав из-за пазухи
припрятанную чекушку, отхлебнет и перечеркнет все их усилия запросто. Вот что я
понял.
Но! Если последнее слово в лечении алкоголиков остается за самим алкоголиком?
Где и когда этот постулат глубоко внедрили в мое сознание, не знаю, не помню. Но
это было озарение.
НЕ ПИТЬ!
Господи, да это же так просто — взять и не пить.