... Как помнит читатель, мы оставили мою одиннадцатилетнюю маму, брошенную
отцом, на куче угля в одном из тупиков харьковского вокзала. Глубокой ночью
затихающие уже всхлипы услышал проходящий мимо машинист паровоза — добрая душа,
спаситель, имя которого осталось неизвестным, но, знаю, оно известно Богу.
Подобрал девочку, покормил чемто из своего скудного рабочего пайка, расспросил.
А на следующий день посадил в кабину своего паровоза и отвез в расположенную
где-то под Харьковом детскую колонию имени Макаренко, собиравшую таких же
несчастных со всей Украины.
Голая степь, в степи натянуто несколько огромных палаток, в каждой палатке — по
двое воспитателей, а вокруг — голод.
Мама рассказывала:
— Ночью — вдруг — кричат дети в одном углу палатки, воспитатели бросаются туда —
кричат в другом углу, пока воспитатели мечутся — пары ребятишек уже
недосчитались. Детей воровали… на холодец. А еще в этой колонии имени Макаренко
мама видела живого Максима Горького.
Отец нашел и забрал ее отсюда года через полтора.
Увез домой.
Когда в Донбасс пришли немцы, маму вместе с тысячами других хлопцев и девчат
угнали в Германию. Работала у бауэра — крепкого хозяйственного крестьянина,
разводившего свиней на нужды фатерланда. Один эпизод, как-то характеризующий
прелести ее жизни в неволе.
Всю зиму бауэр недоумевал: почему это у русских вечная неиссякаюшая очередь в
туалет, неужто так хорошо кормит? Весной, когда пришла пора открывать
примыкавший к уборной сарай, чтобы пополнить рацион оголодавших хрюшек, он
оказался абсолютно пуст. Оказалось, что через проделанный из туалета в сарай лаз
советские невольники таскали свеклу, прятали за пазухой, а по ночам тайком
грызли ее в своих сараях рядом со свиньями.
Озверевший бауэр порол всех — единолично и нещадно. Далее следует пара фактов,
которые я объяснить не могу, поскольку они не вписываются в мои представления о
фашистском плене, вычитанные из книг. В Германии мама влюбилась в моего отца, и
в конце войны у нее там родился ребенок.
Когда в один из налетов союзнической авиации отца тяжело ранили, его лечили
немецкие монашки в одном монастырей. Каким-то образом мама несколько десятков
километров через враждебную страну добиралась к нему в город Гам, везла грубый
немецкий шоколад и что-то еще из гостинцев, нашла монастырь, договорилась с
монашками и несколько дней провела у постели своего парня.
Ну, а потом была Победа!
В огромном потоке людей, возвращающихся на родину, у немецко-польской границы
произошло еще одно маленькое чудо: отец встретил своего младшего брата, которого
не видел всю войну. Дядя Володя рассказывал:
— Вижу — идет молодая пара, мужчина катит детскую коляску, пригляделся:
Анатолий!..
Несмотря на все тяготы послевоенной жизни, я запомнил маму веселой, поющей, в
постоянных заботах и хлопотах, которые, казалось, были для нее совершенно
необременительными. И при этом никакой озлобленности, ни малейшего оттенка
зависти к окружающим или обиды на жизнь. Для нее было совершенно непредставимо,
как это можно позариться на чужое, немыслимы ложь, лицемерие, предательство. К
ней в полной мере относятся прекрасные слова акаемика Дмитрия Сергеевича
Лихачева: «Беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало». Ей было вполне
достаточно для счастья оранжевого солнца, зеленой травы, мутноватой воды ставка,
на берег которого мы приходили теплыми летними вечерами, собственных детей и
собственного мужа.
— Чужого нам не надо, — любила повторять она.
Я убежден, что переживаемый сегодня страной глубочайший духовный кризис не в
последнюю очередь связан с уходом поколения наших родителей — последних
носителей нравственности, которых, конечно, хотела, да просто не успела
искорежить лицемерная власть. Христианские принципы воспитания, заложенные
нашими прадедами и дедами, рожденными до кровавой революции, оказались сильнее
принципов советского наробраза.
Помню послевоенные вечеринки по поводу дня ли рождения, всенародного ли
праздника, на которые собирались близкие родственники и друзья. Нехитрая снедь —
картошка, селедка, редко-редко — котлеты, одна бутылка водки на огромную
компанию (женщины не пили), выпьют, закусят и — пою-у-ут! Русские народные
песни, украинские народные.
На вечеринках, которые собирает мой старший сын, я народных песен не слышу.
Неужели мое поколение — последнее, которое их помнит?..
Мама работала кассиром в бухгалтерии, а потом, когда было уже трое детей, отец
заставил ее быть дома, завели в поселке корову. Денег, конечно, не хватало, и
был момент, когда мама решила пойти работать, устроилась продавцом в хлебный
магазин. Выдержала только один день.
— Сты-ыдно... Знакомые подходят — а я торгую...
М-да, коммерсанты в нашей семье не смогли бы вырасти ни при какой погоде.
Только после смерти отца ее взяли на его место на домостроительном комбинате —
на место слесаря-инструментальщика. Естественно, всех отцовских обязанностей она
выполнять не могла, просто выдавала рабочим инструменты, а в нагрузку выдавала
еще в цехе аванс и получку. Вот деньги-то проклятущие, эти ничтожные бумажки, и
сыграли свою зловещую роль в ее преждевременной смерти.
Мне рассказывал директор комбината Владимир Иванович Мацынин, младшего сына
которого она несколько лет нянчила:
— Приходит ко мне в кабинет Лидия Андреевна, я ее такой никогда не видел —
белая, как известковая стенка: «Владимир Иванович, я деньги потеряла, пачки не
хватает, пятьсот рублей».
Для мамы, имеющей троих детей-студентов в разных городах страны, — немыслимая
сумма.
Директор стал утешать, говорить, что как-нибудь возместят, что-либо придумают.
Но мама твердила одно:
— Подумают, что я украла... Подумают, что я украла...
Злосчастную пачку пятирублевок нашли на следующий день, она просто провалилась в
щель между столом и стеной. Но дело было сделано, психического потрясения ее
организм не выдержал. Доброкачественная опухоль преобразовалась в
злокачественную.
Я бросил работу, все свои дела в Тюмени, в том числе и связанные с получением
первой своей квартиры, и уехал в Енакиево. Два месяца муки. В последнюю ночь она
ухватилась за мою руку и не отпускала от себя, а я, дурак, все порывался уйти
поспать, но слабая рука оказалась сильнее моих порывов. Ее безгрешная душа
отлетела в небеса в 2.30 ночи. Ей было 53 года. Знаю, убежден, что мама у меня
была святая. Тогда — за что? За грехи родителей?