Сохранился интересный снимок, сделанный в 1903 году. На нем в боярских костюмах
запечатлена супружеская чета Валовых. Этот наряд появился в угоду нарождающейся
моде на древнерусский стиль — входили в традицию костюмированные балы. Тогда в
русском обществе произошел раскол на так называемых западников-демократов и
славянофилов-патриотов. Царский двор подыгрывал последним. Из заповедных
кладовых вынимались пропахшие нафталином боярские и княжеские одеяния, шитые
золотом и бисером. В них наряжались и фотографировались. В память о грандиозном
костюмированном бале 1903 года, заданном милостью императора, был выпущен
роскошный альбом. Балы явно входили в моду.
Сие веяние докатилось и до Екатеринбурга. Вот и позируют на том снимке Валовы.
Характерны полные достоинства позы.
Надо сказать, что жена Николая Евдокимовича Мария Иосифовна была из богатой
семьи, но оказалась бесприданницей. Незадолго до свадьбы умер ее отец. Во время
траура в дом ворвались грабители и забрали все ценное, вплоть до серебряных
ложек. Увозили добро на семи подводах. Настигло молодоженов и другое горе. В
младенчестве умер сын. Больше своих детей не было. Семья решила усыновить
ребенка. В результате поиска нашелся мальчик из Риги. Счастливый отец души не
чаял в обретенном чаде. И настолько погрузился в заботу о сыне, что отошел от
фотодела. В дальнейшем Мария Иосифовна возглавила ателье и активно развернула
работу. Под ее началом была уже целая бригада мастеров. Пошли съемки заводов,
цехов, оборудования. Фотоателье теперь было оснащено по последнему слову
техники: электрофотография, моментальная, «на американский манер»…
А в соседях, на том же Покровском проспекте (ныне улица Малышева), в доме № 52,
была гостиница «Европейская» предпринимателя Александрова — двухэтажный дом с
мезонином. И у него тоже был усыновленный мальчик — Гриша. Эти ребята
подружились и вместе сфотографировались. Веня потом в советские годы работал на
Уралмаше, в лаборатории секретных сплавов, занимался микрофотосъемкой, — уроки
отца пошли впрок. А Гриша занялся движущейся «живой фотографией», как называли
тогда кино. Со временем парнишка в лихо сдвинутой бескозырке (слева на
фотографии) стал знаменитым кинорежиссером, мужем не менее прославленной
советской актрисы Любови Орловой. Их фильмы знают все — это «Веселые ребята»,
«Цирк», «Волга-Волга» и другие. В 1960 году на гастролях в Екатеринбурге Орлова
заходила в бывшую «Европейскую» (дом еще стоял) и общалась с родственниками, о
которых всегда тепло вспоминал Григорий Александров.
Еще один раритет из фотоколлекции. Во время революции 1905 года Валову удалось
снять группу из 60 человек — местных железнодорожников, участников всеобщей
всероссийской стачки. Мастер расположил группу на холме, а выше красовался
лозунг «Свободное время!». Это был очень выгодный заказ, так как все
сфотографированные пожелали приобрести такой снимок. Вот и разошлись они по
рукам. Сохранился, как известно, только один. И то это оказалось удачей для
коллекционера. Сей «революционный документ» пришелся не ко времени — как мы
знаем из истории, кончилась вольница, надвигалась реакция, по существу, тяжелое
безвременье. Этого снимка нет даже в Музее истории уральской железной дороги.
Как долго действовало ателье после революции, сказать трудно. Сам Николай Валов
умер в Екатеринбурге от тифа в 1920 году.
В 1960 году на месте бывшей «Европейской» построили специальное фотоателье от
фабрики «Свердлоблфото» (не выговоришь!). Здание по последней моде — все в
стекле. Однажды я наткнулся на объявление: «Фотография не работает: нет света».
Отключили электричество. В 1980-е годы советскую «стекляшку» смахнул «Стрелец».
И невольно вспомнилось расхожее понятие: старые мастера умели ловить «по лучику
от солнца». Это была настоящая светопись. Да, возможности техники в то время
были весьма скромными, но уровень фотографирования был высоким. И эту теплоту и
глубину верно найденной «точки съемки» не заменят никакие усовершенствования.
Фотографы умели вкладывать в снимок душу. О том, как бережно хранились в памяти
традиции русской жизни, и свидетельствует этот небольшой фоторяд