Из окна парадного и сегодня хорошо виден один из спасенных тополей. Деревья
выстроились строгой шеренгой по всему двору, будто в карауле. Теперь они стоят
как живой памятник человеку, который много лет назад спас их от вырубки. Борис
Степанович Рябинин вместе с сыновьями устраивал во дворе дежурства. Их упорство
в конце концов победило.
В память об этом человеке, которому многим обязан город, на стене дома по улице
Белинского, 71 есть мемориальная доска с барельефом и призывом «Помоги слабому,
станешь сильным». По существу, это стало жизненным кредо Рябинина. Он обладал
острым зрением, умел слышать и видеть тех, кто нуждался в защите и помощи. Его
постоянной заботой была Природа, и, конечно, он очень болел за сохранение
истории города Свердловска, ныне — Екатеринбурга, его самобытной архитектуры.
Он был человеком быстрого действия, его строки всегда били в цель. И с ним
считались!
Нынче в ноябре известному уральскому писателю Рябинину исполнилось бы ровно сто!
Его нет с нами рядом уже больше двадцати лет, но книги и дела этого писателя и
сегодня созвучны нашим заботам и проблемам. И очень не хватает такого мобильного
и решительного защитника! Не случайно, видимо, во многих библиотеках в дни этой
осени открыты выставки книг писателя и проходят читательские встречи. Вот уже у
нескольких поколений читателей не угасает интерес к страницам, посвященным
братьям нашим меньшим, особенно у самых юных.
В доме Бориса Степановича и сейчас не умолкают звонки и продолжаются визиты.
Приезжала группа литераторов из Первоуральска. Постоянно обращаются за советами
к жене писателя Леокадии Семеновне собаководы-любители. Правнук Даниил с азартом
принялся писать о своем знаменитом родственнике школьный реферат. Договорился с
бабушкой, что будет работать в писательском кабинете. В этой большой просторной
комнате все осталось таким, как было при жизни хозяина. Даже шторы. А детали и
предметы рабочего места расположены так, что кажется — хозяин вышел погулять со
своим четвероногим любимцем, вот-вот вернется и сядет за свой рабочий стол. По
привычке, листая записи, он будет прислушиваться к звукам улицы. Насторожить или
взволновать его мог только один голос, на который Борис Степанович однозначно
реагировал: «Во дворе опять кто-то залаял!»
И сейчас еще на лестничной площадке любого визитера охватывает необычность
атмосферы этого дома. Куда звонить, сразу ясно: на двери — медная табличка
«Борис Степанович Рябинин». Раздается басовитый лай. В открывшейся двери сразу
возникает черное массивное создание с лохматой бородой и нависшими бровями. Это
Фрося. Очередной ризеншнауцер — другой породы здесь давно не держат. От Фроси
веет доброжелательством, несмотря на ее строгий вид. Она как-то угадывает, что
пришли безопасные гости. И, боднув головой пришедшего, Фрося тут же предлагает
свою самую любимую игрушку — совершенно истрепанную пеньковую хламиду, приглашая
поиграть.
В кабинете, как всегда, посетителя встречают еще… семьсот собак. Они в полном
мире и согласии живут за стеклами книжных полок, на подоконнике, этажерках, в
рисунках и скульптурах — в почетном статусе сувениров. Даже на маленьком
придиванном столике рукой хозяина из почтовых открыток собран необычный коллаж.
Под стеклом на столешне красуются портреты представителей самых разных пород.
Будучи хорошим фотографом, писатель и сам умел ловить объективом живые моменты в
общении с собаками. При всей своей плотной занятости он с терпением и любовью
сам же ретушировал готовые фотоработы. Некоторые удостоились портретов на стене.
Увековечены любимые дог Джери, пудель Блямка, овчарка Джеки, эрдель Снукки — с
него началась «прописка» этой породы в Свердловске. А всех, с кем работал,
занимался и возился писатель — не перечислить.
Благодаря рассказам об этих героях появилась целая армия собаководов. На книгах
«Мои друзья», «Друг, воспитанный тобой» образовалась школа дрессировки. Креп и
рос официально признанный клуб собаководства на Урале. Книги издавались и
переиздавались большими тиражами и были известны далеко за пределами Урала. В
Средне-Уральском книжном издательстве существовал специально отведенный ящик
редакторского стола для почты Рябинина. Такого потока писем, пожалуй, мало чьи
книги удостаивались. И самое удивительное, что писатель на большинство писем
успевал ответить. Ответы всегда были деловыми и серьезными. Собак хотели иметь
все юные читатели. Рябинин сразу предупреждал: «Собаку можно заводить только с
согласия всех членов семьи, иначе питомцу будет плохо». Ну, а если не было
определенности, кого именно хочет будущий собаковод, тогда писатель говорил
прямо: «Не знаешь, какая порода тебе нужна, значит, ты не готов взять собаку».
У самого порога кабинета, словно на страже, стоит большая скульптура женщины с
волком, изваянная из деревянного монолита. У этого произведения своя история.
Бывая в гостях у скульптора Василия Ватагина, Рябинин буквально влюбился в его
работу и даже дерзнул «выпросить» ее у автора, на что тот ответил: «Ладно, я ее
тебе завещаю». Такая фраза привела писателя в замешательство: «Так что же, я
должен ждать твоей смерти? Ладно, не надо!» Прошли годы. И вдруг Рябинин
получает известие о смерти Ватагина и о том, что писатель может забрать
скульптуру по завещанию. Вот так и поселилась в квартире Бориса Степановича эта
диковинка. А название ей он дал свое: «Первый друг».
Неравнодушный к искусству, Рябин дружил и часто общался с именитыми художниками,
скульпторами, артистами цирка, дрессировщиками. Фотографировал уральского
сказителя Павла Бажова и знатока русской природы Леонида Леонова. Бывал на даче
у художника-анималиста Алексея Комарова в Песках. Был знаком с графиком и
скульптором Василием Ватагиным, автором литографий к «Маугли». И в память от
многих встреч остались в доме писателя работы известных мастеров.
На полке в углу темнеет чугунная фигурка странника с ледорубом — почетный знак
некогда одного из самых известных журналов — «Уральского следопыта». Этим знаком
Борис Степанович был отмечен за свой гражданский подвиг в борьбе за жизнь одной
из самых красивых рек Урала — Чусовой. Материал так и назывался: «Операция «Ч».
И опять же — большой резонанс и поток почты. Рябинину было не привыкать браться
за острые проблемы. Браконьерство и неразумная беспорядочная эксплуатация
природных ресурсов являлись личной болью писателя. Его знали многие егери. И с
браконьерами он, бывало, встречался лицом к лицу. Это был человек безоглядной
смелости и яростного нетерпения ко всем безобразиям, которые творились вокруг.
Страха он не знал никогда. Никогда не жаловался на здоровье. Вообще повадками и
статью он напоминал сибирский кедр. Как-то незаметно для себя он пережил два
инфаркта и очень поздно почуял давно таившийся в нем недуг. Все не сдавался.
Так же и дом писателя не сдается прошлому. Об этом заботится спутница Бориса
Степановича — Леокадия Семеновна. Она бережно хранит и письма, и фотографии.
Страшно досадует, что занятость не позволяет ей по-настоящему навести порядок в
архиве мужа. Досадует, что не удается вернуть бой любимым часам, которые всегда
совпадали с ритмом жизни.
В юбилейные дни в честь столетия писателя особо чувствуется, как много мог этот
человек и как сейчас нам нужны такие борцы и защитники! А они ведь наверняка
есть…