Судьба трех братьев Козловых прошла маршрутом «красного
колеса». Это была большая семья активных тружеников, выдающихся фотографов
Урала. Они поставили дело настолько образцово, что их фотозаведение в
Екатеринбурге с 1910 года стало лучшим. Их светопись сравнивали с полотнами
Рембрандта. И на оборотах фирменных бланков-паспарту торжественно значилось:
«Рембрандт. Центральная фотография братьев Козловых»… Неизвестно, как дальше бы
все пошло, если бы братьев не разметал октябрьский вихрь.
Братья — Николай, Александр и Иван — родились в местечке
Артинского завода, что за Красноуфимском. Старший Николай был склонен к
рисованию, даже посещал Общество поощрения художеств в студии художника-педагога
Д. М. Кордовского. Со временем он стал членом попечительского совета
художественно-промышленной школы и даже мещанским старостой (мещане были самой
многочисленной и значимой кастой в екатеринбургском обществе). Но общественные
дела не поглотили «Рембрандта». Он открыл для себя и увлекся относительно новым
тогда изобразительным средством — светописью (фотографией). Уверовав в ее
доходные возможности, он заинтересовал фотоделом и братьев.
В 1907 году Николай по случаю приобрел «Фотографию» в
городе Камышлове. Дружно взялись братья овладевать секретами мастерства. И вот
уже приобрели фотозаведение в Тюмени. Здесь их однажды посетил патриарх
уральской фотографии Вениамин Леонтьевич Метенков и весьма лестно отзывался о
работах. Окрыленные успехом, братья Козловы отправились покорять Екатеринбург,
оставив свои «Фотографии» в Камышлове и Тюмени наемным мастерам. Обретя твердую
почву, Козловы стали владельцами фотозаведений в Самаре, Саратове и даже Ялте.
В Екатеринбурге братья осели на улице Пушкинской, 4. Потом
новый адрес — Златоустовская, 22. Но закрепились они на Покровском проспекте, 22
— «Центральная фотография «Рембрандт». На фирменном бланке появились изображения
фотоаппарата и… палитры художника с кистями. Тексты рекламного объявления
заинтересовали бы, наверное, и сегодняшнюю публику: «Увеличение портретов до
натуральной величины Эффектное рембрандтовское освещение. Образцы — в витринах».
Все это весьма привлекало. К братьям зачастили артисты
городского оперного театра — они делали большие заказы для поклонников. Все
работы выполнялись в срок. Доход получался существенный — почти девяносто
процентов от стоимости заказа шло в прибыль.
К 1914 году Николай Иванович Козлов стал уже видным
общественным деятелем. Его избрали депутатом Городской думы. Фактически в это
время он отошел от фотодела.
Младший брат Иван решил заняться фотографией
самостоятельно, вышел из семейного бизнеса и взял себе камышловское
фотозаведение. Он даже именовал себя Иваном… Уральским, а от фамилии отказался.
Александр остался главой «Центральной фотографии». Тогда-то
и добавилась на вывеске… корона! Война 1914 года никак не повлияла на его
бизнес, он по-прежнему был обеспечен материалами, и рост его продолжался.
Во время Февральской революции 1917 года отряд
разгулявшихся солдат сбросил «коронную» вывеску. Александр срочно продал
фотозаведение и отбыл на родину — в Арти. И тут начинает свой путь «красное
колесо». Александр встал ряды борцов за Советскую власть. Теперь он
политкомиссар Первого красноуфимского полка при Особом отделе 30-й дивизии (в
местном краеведческом музее есть его портрет). Только с приходом НЭПа Александру
вновь удалось открыть в Красноуфимске фотографию. Она действовала вплоть до 1930
года.
В 1931 году Александр Иванович Козлов стал активистом
Областного совета воинствующих безбожников (лектором, инструктором, завотделом,
председателем). Перебрался в Свердловск. Здесь он технический руководитель
городской артели фотографов. Ему удалось пережить годы Великой Отечественной
войны. Умер он в 1959 году.
Основные беды лихолетья коснулись самого старшего из
братьев — Николая. Он вернулся на стезю живописи. Поскольку он был членом
РКП(б), в 1931 году, когда создавалось Свердловское отделение Союза художников
СССР, именно Николая выбрали первым его председателем. А в 1937 году арестовали
за старую якобы контрреволюционную деятельность и расстреляли.
Фотоархив этой семьи долго хранил сын Александра — Виктор
Козлов. А уже внукам «деды» стали не нужны — все семейное достояние целой пачкой
было отправлено на помойку. Какой-то бедолага тогда эту пачку случайно подобрал,
оценив красоту портретов. Он с готовностью уступил их за бутылку. Так они
оказались у меня.