Памяти долгое эхо
В любом людском потоке может оказаться такой человек.
Небольшого роста, с застенчивой улыбкой и светлым, ожидающим какой-то радости
взглядом. Он о себе много не скажет, не пожалуется и не станет чего-то требовать
для себя. Он идет своей тропой среди множества куда-то спешащих людей.
Поэт определим сразу только при встрече с его строкой. Его
личность и судьба высвечены его поэзией. Он открыт, добросердечен и уязвим.
Добросердечен настолько, что сердце его тратится и выбаливает. Он мягок к людям,
нежен к природе, но непримирим и тверд в своих позициях, когда дело касается
отстаивания правды и добра.
Именно эта постоянная борьба и сжигает поэта.
Александр Гришин весь на виду в своих искренних стихах!
Одна из лучших его подборок, пожалуй, пришла к читателю в 1990 году со страниц
«перестроечной» тюменской газеты «Набат» в ее единственном выпуске (больше
газета не выходила). Бескомпромиссным борцом и подлинным гражданином в новой,
еще непонятной России увидел и представил Гришина его «невольный редактор» и
глава «Набата», тюменский писатель Борис Галязимов. Он же за два месяца до ухода
Гришина в 1998-м издал на собственные средства сборник его стихов «В никуда, до
востребования». Сборничек величиной с ладонь признан лучшим из всего, что
выходило у Гришина при жизни и после.
Мы даем эту подборку в «Проталине» спустя двадцатилетие…
5 ноября 2012 года поэту исполнилось бы 69 лет. Он всего
лишь несколько дней не дожил до своего пятидесятилетнего юбилея. Мы не забываем
о Гришине, ведь именно он придумал это название — «Проталина», когда стал
редактировать литературное приложение к газете «Тюменские известия» в 1994-м
(тогда о журнале еще никто и не помышлял). Приложение «Проталина» долгие пять
лет вдохновляло и кормило поэта. Стало для него и трибуной, и почвой.
Не случайно в скорбные дни осени 1998 года коллега и друг
Гришина Юрий Бакулин на страницах «Тюменских известий» сказал, что если
«Проталине» суждено жить, то она будет своеобразным памятником поэту.
Жизнь продолжилась. Первый номер российского журнала
«Проталина» вышел в 2008 году в Екатеринбурге. Он хранит живую память о тех,
чьими стараниями и чаяниями зарождался, о наших рано ушедших друзьях — Борисе
Галязимове, Юрии Бакулине и, конечно, о Саше…
Как живется и творится таким людям, немало сказано.
Искренне, сочувственно и по-доброму, но, к сожалению… зачастую поздно! Не
озабоченный собой талант и не стремится попасть в поле чьего-то внимания. С
печальной самоиронией сам себе Гришин когда-то посвятил одну из своих эпиграмм:
Среди угля и вишен,
где пыль да черный снег,
родился Саша Гришин —
а-атличный человек.
Бумаги взял листочек
(от вас ни «ме», ни «бе»!)
и эти восемь строчек
сам написал себе.
Самоирония была вызвана скорее тем, что поэт задыхался в
вакууме. В трудные 1990-е, когда всех крутила политика и «грузил» вопрос
выживания, ушла в тень настоящая литература. Теперь все решало наличие денег, и
пошел вал самоизданий. Настоящие стихи рождались, но оставались в столе… Гришин
признавался, что у него уже на несколько книг накопилось вновь написанного. Но
не жаловался, понимая, что «литература — дело одинокое».
С «одиноким» наследием Александра Гришина приходится
разбираться и работать уже сторонним людям, читателям. Теперь находятся и
деньги, и возможности. Достаточно сказать, что именем поэта в Тюмени была
названа литературная премия. Со временем одной из муниципальных библиотек тоже
присвоили его имя. В ее стенах появился небольшой, но созданный теплыми руками
музей. Этой осенью вышел и документальный фильм о поэте с названием «Он слышал,
как растет трава».
И все это эхо давно минувших дней ушедшей жизни.
В субботний осенний вечер фильм о Гришине собрал в
городской библиотеке № 2, носящей его имя, «первых безбилетников». Собралось
очень много народа, в большинстве близко знавших героя фильма. Приехали сестры
из Украины Людмила Гривачевская и Наталья Кочина. Был сын Егор. Были близкие
друзья. Авторы фильма Владимир Орел, Вера Федорова и Сергей Белозерских
рассказали, как искали и нашли финансовую поддержку в виде гранта в
администрации Тюмени, и еще им помог депутат Областной думы Евгений Макаренко —
благодаря этому и стала возможной поездка по родным местам Александра Гришина.
В ленте нашлось место и углю, и вишням. Фильм начинается с
того, что у крыльца той хаты, где рос поэт, стоит старичок и наизусть читает его
стихи. Чтец теперь живет в этом доме, в его сердце навсегда вошли искренние
проникновенные строки:
Крался, целился, бил — не жалко!..
Я не смог бы,
Я не смогу.
Пусть пушистая моя шапка
Моет мордочку на снегу.
Что ж! Поежимся среди шума
Асфальтированных дорог.
Отогреет пусть моя шуба
Милой Родины островок.
Выйдет срок холодам и ветру,
Выйду за город…
Горяча,
На ладонь мою — как на ветку —
Белочка скатится,
Хохоча.
Это ли не подтверждение того, что стихи поэта остались
жить, потому что в них пульсирует подлинный талант?
Фильм наполнен добрыми стихами. По задумке, авторы фильма
как бы открывали поэта вновь. Его лиризм отражен в картинах природы, шахтерского
городка малой родины и в музыке — отражен глубоко и чутко во многом благодаря
талантливой операторской работе Сергея Лыкасова. А вот чем поэт жил, дышал и
порой мучился — это оказалось, к сожалению, заслонено. И только человек, лично
знающий Гришина, может все представить, как оно было. А для того, кто знакомится
с поэтом только по фильму, остается не понятой до конца и не увиденной его
судьба. Не показан нелегкий путь поисков работы, что называется, куска хлеба.
Осталась за кадром вся его журналистская деятельность, в которой и отразилась
бескомпромиссность борца и гражданина. А это важно, иначе может случиться так,
что те, кто когда-то были по ту сторону баррикад и во многом мешали поэту и даже
вредили, вдруг волею обстоятельств будут представляться судьями его наследия.
Такие прецеденты известны! Да и в некоторых высказываниях, прозвучавших в
фильме, почувствовалось совершенно формальное отношение к сути разговора,
похожее на клише. Среди говоривших в фильме были те, кто, по существу, не
совсем, а скорее, совсем не из круга Гришина.
Но самое поразительное, что главный исток его чаяний,
тревог и открытого разговора с читателем — его верная трибуна «Проталина» —
осталась за кадром, как будто ничего и не было.
В финале очень бурного обсуждения документальной работы
тюменцев где-то в конце зала поднялась немолодая женщина и, с трудом сдерживая
слезы, сказала: «В этой библиотеке я нашла «Проталину». Именно из нее я узнала о
поэте Гришине, прочитав материал «У меня в Тюмени цветет сирень». И меня это так
тронуло, что появилось желание сделать библиотеке подарок, я вышила эту ветку
сирени».
Очень тонко назван фильм — «Он слышал, как растет трава».
Но не замечено, чтобы самого-то поэта кто-нибудь, кроме его родных и самых
близких друзей, услышал и помог ему при жизни. А впрочем, чему удивляться!
Литература, как говорил поэт, действительно дело одинокое. И порой это
одиночество несет в себе подлинный трагизм судьбы.